Logo

Звонки через интернет: чем хороши и что мешает

О телефонных звонках "через интернет" говорят обычно 2 вещи: что они сильно дешевые (иногда даже и вовсе бесплатные) и что качество передачи голоса - часто оставляет желать лучшего. Возникающие время от времени задержки и искажения голоса при VoIP-телефонии - факт, который трудно отрицать. Другое дело - вопрос о причинах этих явлений и, соответственно, о том, как и кто должен с ними бороться.

Используя технологию передачи голосового трафика через интернет (VoIP), можно заметно сократить расходы на телефонные звонки, в том числе - мобильные. Правда, VoIP в России пока не очень популярен. О новой технологии, а также о том, как она может изменить рынок телекоммуникационных услуг в России и что мешает ее внедрению, корреспондент "Газеты.Ru" беседовал со специалистами по оборудованию для VoIP-связи на выставке "Связь-Экспокомм 2007".

О телефонных звонках "через интернет" говорят обычно 2 вещи: что они сильно дешевые (иногда даже и вовсе бесплатные) и что качество передачи голоса - часто оставляет желать лучшего. Возникающие время от времени задержки и искажения голоса при VoIP-телефонии - факт, который трудно отрицать. Другое дело - вопрос о причинах этих явлений и, соответственно, о том, как и кто должен с ними бороться. Например, Денис Кайгородов, начальник отдела департамента телекоммуникационных проектов "АМТ-Груп", считает, что "этих проблем (с качеством связи - ред.), по сути, не существует, они надуманные". "Есть общепринятые методы для оценки качества звука (MOS) при использовании той или иной системы кодирования, – рассказал нашему корреспонденту г-н Кайгородов, – В классической телефонии, как правило, использовалось кодирование кодеком G.711, оно занимало полосу в 64 Кбит. Современные кодеки позволяют "уложить" в полосу 20 Кбит/сек сигнал с качеством, позволяющим передавать гораздо больше информации за счет расширения звукового спектра, - не только человеческий голос. В принципе, полосы пропускания в 20-30 Кбит/сек уже достаточно.


Искажения, задержки, проблемы с качеством, как правило, связаны с неграмотным планированием сети: когда VoIP-операторы используют для голосовых услуг те же каналы, что и для доступа в интернет - а сеть интернет не поддерживает приоритезацию трафика.

Как следствие мы получаем различные варианты задержек и искажений".

В целом согласен с ним и Алексей Смирнов, технический директор ЗАО "Теледисконт". Говоря о проблемах с качеством VoIP-связи, г-н Смирнов также возложил вину на возможные сбои на провайдеров: "Да, у VoIP есть такие проблемы. Связаны они, в основном с решением "последней мили" (так как по сию пору невозможно организовать приоритезацию голосового трафика между провайдерами). В принципе, практика показывает, что канала в 28,8 (стабильно работающий модем) – 64 Кбит/сек вполне достаточно (даже если использовать GSM-кодирование), чтобы связь через интернет была ничуть не хуже традиционной".

По мнению Александра Касаткина, технического директора компании "СвязьПроект", в целом проблемы с качеством VoIP-связи уже преодолены: "В настоящее время, имея широкополосный доступ, соответствующий потребностям, и оборудование от компаний-производителей, – рассказал он "Газете.Ru", – пользователи могут быть уверены в надежной, качественной и бесперебойной связи. В тоже время, для организации одного сеанса связи не требуется достаточно больших ресурсов каналов передачи данных. Использование кодека G.729 требует наличия гарантированного канала 16-20 Кбит/cек для организации одной сессии, при совсем незначительном снижении параметра MOS по сравнению с использованием традиционного для цифровых систем кодека G.711.
Такие скорости достижимы также и в сотовых сетях EDGE, и на "хорошем" "dial-up".

Многие пользователи смартфонов с установленными "софтовыми" SIP клиентами или "Skype" совершают звонки с помощью GPRS или Wi-Fi соединения.

Другим примером качества и надежности может служить распространение подключений абонентов с использованием VoIP технологий многими операторами местной связи".

При всех очевидных преимуществах, широкого распространения VoIP-связи в России не наблюдается. И если про крупные компании, имеющие филиалы в разных городах, еще можно сказать, что они достаточно активно внедряют этот тип связи, то частные лица VoIP охвачены мало. Однако, по мнению специалистов по VoIP-связи, подключение большого числа частных абонентов – дело ближайшего будущего. "Компании наиболее заинтересованы в том, чтобы сэкономить деньги на междугородних, международных переговорах. Частные лица начинают переход на этот вид связи, – говорит Алексей Смирнов, – благодаря тому, что широкополосный доступ в интернет получает все большее и большее распространение. По крайней мере, в Москве, Санкт-Петербурге, многих крупных городах проблем с интернетом нет". Александр Касаткин считает, что "широкое распространение услуг, на базе технологии VoIP - это только вопрос времени". Кроме того, по его словам, "в последнее время происходит размывание границы между индивидуальным и корпоративным абонентом. Многие сотрудники выполняют работу в режиме удаленного офиса, на дому, в командировке. Поэтому подключения индивидуальных абонентов будут набирать силу, зачастую оставаясь в рамках развития корпоративных систем связи".

Причины же того, что в настоящее время VoIP-связь в России не получила широкого распространения среди частных граждан, по мнению Дениса Кайгородова, в следующем: "Одной из проблем, на мой взгляд, является наличие старых нормативных требований. Любой оператор фиксированной связи должен обеспечить работоспособность телефона в первую очередь жилого сектора при отключении питания в доме/районе в течение продолжительного периода времени для того, чтобы абоненты могли связаться с различными экстренными службами. Для этого на городских АТС реализуют системы резервного питания, что обеспечивает надежность. Для стационарных телефонов, которые работают по VoIP, это обеспечить сложнее - они питаются от обычных сетей, т.е. нужны значительные инвестиции в инфраструктуру. Однако сегодня у большей части населения (но пока не у всех) есть сотовые телефоны и, соответственно, возможность вызова необходимой службы (экстренной помощи, например) через мобильную связь.

Вторым ограничивающим фактором является необходимость модернизации телекоммуникационного оборудования самого оператора, что так же требует серьезных капиталовложений. И третьим, очень важным фактором является фактическое отсутствие конкуренции на рынке предоставления услуг частным лицам. Требования по надежности предоставления сервиса в корпоративном секторе не так жестко регламентированы, поэтому бизнес готов идти на возможные проблемы в случае перебоев с питанием, но хочет иметь более дешевый сервис, достаточно качественный при правильном выборе провайдера. Домашний пользователь пока такой возможности не имеет. Пересмотр существующих нормативных требований позволит более активно развивать VoIP, а при развитии конкуренции, сам абонент будет выбирать, в каком соотношении показатели качества, доступности и цены услуги устраивают его наибольшим образом".

По мнению опрошенных нами специалистов, использование VoIP может в ближайшее время повлиять на российский рынок телекоммуникационных услуг. Вот что думает об этом Денис Кайгородов из "АМТ-Груп": "Произойдет снижение цен на связь, как показывает практика "западных" стран.

Например, во Франции есть операторы, предоставляющие услуги Triple Play (широкополосный доступ в интернет, мобильное телевидение, мобильная связь) за €30 в месяц.

В эти €30 входит: телефон - городской номер, подключенный через VoIP, без ограничений на звонки на фиксированные телефоны практически по всему миру, доступ в интернет на скорости до 2 Мбит/сек без ограничения объема трафика, телевидение в объеме 100-120 каналов. При этом сервис VoIP и IPTV является фактически сопутствующим услуге доступа в интернет.

Понятно, что при таких условиях и в России набор услуг по названной цене имел бы успех. Но для этого сам рынок должен прийти к снижению тарифов, особенно на дальнюю связь.

Достаточно большой трафик у классических операторов дальней связи уже "уведен", они это все прекрасно понимают - стараются вернуть себе клиента, а это можно будет сделать, только снизив тарифы, перейдя на более дешевую технологию, которая позволяет передавать голосовые данные".

Алексей Смирнов из "Теледисконта" так же уверен, что приход VoIP на рынок услуг связи удешевит связь. "Это уже происходит, – сказал он нашему корреспонденту. – Не помешала бы поддержка государства. По-крайней мере, нужна нормальная законодательная база, при которой можно работать. Текущая политика приведет к тому, что в России не останется работающих альтернативных операторов. Текущее состояние в области связи, напоминает ситуацию которая была 6-7 лет назад". Проблема, по мнению г-на Смирнова, в том, что ныне действующий закон "О связи" развитию рынка VoIP-связи не способствует: "С законодательством ситуация совершенно непонятная, и разъяснений по этому поводу никто не дает. Что имеет право делать оператор, а что не имеет? Получается, что ничего не имеет. Согласно новому закону "О связи", "шлюзование" (взаимная интеграция телефонных сетей общего пользования с сетями VOIP) с использованием географической нумерации запрещена, оператору запрещено выносить номера к абонентам. Получается, что оператор VoIP должен существовать в отдельном, собственном мире, создавая свою альтернативную VoIP-сеть и альтернативного фиксированного оператора. Абсолютно не ясно для оператора - как законно ему действовать, так как термин "значительный оператор связи, региональный и местный" с точки зрения оператора предоставляющего услуги связи VOIP телефонии совершенно не применим.

Современного пользователя, желающего использовать услуги связи через интернет, невозможно ограничить только российскими операторами.

В интернете голос "бегает" без привязки к региону, – неясно, как выполнять региональные требования (Москва/не Москва). Как взаимодействовать при вызове между абонентом в Москве и Вологде? Через значительного оператора традиционной связи, или "прокинуть" вызов напрямую? И так далее. Закон больше запрещает, чем разрешает для оператора. Вот и получается, что

пользователь, не ограниченный в закупке оборудования, все больше и больше будет смещаться в сторону зарубежных операторов связи, предлагающих значительно меньшие цены за минуту".

Между тем, выгоды и преимущества от внедрения технологии VoIP, по мнению специалистов, очевидны. Вот что рассказывает об этих преимуществах Александр Касаткин из "СвязьПроекта": "Использование VoIP позволяет решить многие острые проблемы организации связи более легко и "красиво". Технология обеспечивает высокую скорость развертывания сети, большую гибкость и масштабируемость, а высокая степень интеграции с различными компьютерными приложениями дает возможность гибко внедрять новые сервисы и настраивать их под конкретные требования заказчиков.

При использовании IP-сети мы уходим от понятий "расстояние" и "перегруженность соединительных линий". Возможность связи с абонентом определяется только его нахождением в сети и желанием "поднять трубку" телефона. Корпоративные пользователи получают единое информационное пространство для своих сотрудников при существенно более низких расходах.

Таким образом, VoIP в состоянии дать ощутимое ускорение в решении вопроса дальнейшего проникновения услуг связи среди населения, эффективной и быстрой телефонизации труднодоступных и малонаселенных районов. Наконец, VoIP позволяет легко и малозатратно организовать распределенные системы обслуживания клиентов, например, справочно-информационные службы. Уже сейчас абоненты, находящиеся в роуминге, могут бесплатно общаться с "родным" для абонента "call-центрами" для получения справочной информации, регистрации услуг и т.п".

Получается, что технология VoIP, при всех ее сильных сторонах и, главное, ожидаемых выгодах для потребителя, распространена в России сравнительно мало. Причины же, по мнению наших собеседников, во многом лежат в плоскости законодательства. Остается ждать поправок в закон "О связи", сообщает "Газета.Ру".

© 2002-2013 Нефтекумск.Ру