Logo

Мобильный беспредел

На прошлой неделе в редакции «Ставропольской правды» прошел «круглый стол» по теме «Мобильная безопасность: проблемы и пути их решения». Участники дискуссии обсуждали вопросы возвращения похищенных сотовых телефонов их законным владельцам, а также способы противодействия мошенничеству в сетях сотовой связи.

По утверждению представителей правоохранительных органов, статистика возврата похищенных телефонов и раскрываемости данных преступлений не ведется. Однако заместитель начальника управления уголовного розыска ГУВД СК полковник Вадим Середин заверил участников круглого стола, что количество возвращенных мобильников в полтора - два раза превышает количество тех, кто промышляет кражами телефонов. В связи с этим можно успокоить владельцев аппаратов мобильной сотовой связи - расхожее утверждение, что украденный мобильник скорее всего никогда не будет возвращен - ложно.
Алгоритм поиска похищенного телефона до банальности прост. Каждый сотовый телефон имеет свой индивидуальный идентификационный номер (EMEI-код), благодаря которому и определяется новый владелец ранее похищенной трубки. В этом правоохранительным органам помогают операторы сотовой связи. Как известно, без sim-карты ни один мобильник работать не будет, а она завязана на определенный EMEI, поэтому операторы, при наличии запроса со стороны правоохранителей, быстро определяют, кто в настоящее время пользуется краденой трубой. Только в «Билайн» в марте нынешнего года поступило около двух тысяч обращений по поводу определения EMEI-кода (для сравнения, в 2005 году в среднем ежемесячно таких обращений было около ста).
Тем не менее, индивидуальный идентификационный номер не является панацеей для поиска пропавших телефонов. Дело в том, что на каждое действие, как известно, рано или поздно находится соответственный метод противодействия - «умельцы» научились перепрограммировать данный код (в народе такое действие принято называть перепрошивкой телефона). Как пояснил один из представителей «Билайна» (со стороны «Мегафона» и «МТС» никто на «круглый стол» не пришел), перепрошивается данный код очень легко. Однажды инженеры этой сотовой связи решили выяснить, насколько эта процедура сложна и затратна. Уже через час после зарождения этой идеи на руках у инженеров был «черный телефон» с измененным EMEI-кодом. Для этого пришлось прокатиться до Верхнего рынка краевого центра, приобрести простенький «прог» (программатор), а дальше с задачей по перепрошивке, по утверждению представителя службы безопасности бизнес-подразделений по Южному региону ОАО «Вымпелком», за короткое время может справиться любой выпускник средней школы.
В EMEI-кодах путем перепрограммирования могут быть изменены все цифры или же только одна - две, однако это уже не столь важно, главное, что после данной процедуры похищенный телефон формально перестает быть таковым, так как уголовный розыск ищет мобильник с абсолютно другим идентификационным номером.
Перепрошивка телефона сравнима с пластической хирургией, когда человек меняет пол или внешность. Сегодня вернуть владельцу похищенную перепрограммированную трубку практически невозможно. Хотя законодатели пытаются провести инициативу, благодаря которой появится возможность полностью уничтожить рынок краденых мобильников. Депутаты хотят создать базу данных «белых» аппаратов сотовой связи, то есть фиксировать все поступающие в продажу телефоны, регистрируя их EMEI. В случае создания такой базы операторам сотовой связи легко будет установить, с «чистым», «серым» или «черным» телефоном пришли к ним для подключения. И если законодательно операторам разрешат блокировать sim-карты невнесенных в эту базу телефонов, то автоматически исчезнет спрос на краденые мобильники. Кому нужен «навороченный» телефон, пусть даже за 10 процентов от его реальной стоимости, если им невозможно воспользоваться?
Но пока законодатели пытаются решить эту проблему, рынок пропавших сотовых телефонов продолжает расширяться. Не секрет, что на большинстве краевых рынков можно продать и приобрести мобильник без каких-либо документов, тем же самым грешат многие магазины, вполне официально торгующие подержанными телефонами и аксессуарами. И пока есть спрос - будет и предложение. Как же, хочется приобрести новую модель телефона, только появившуюся в продаже, да еще постоянно рекламируемую в СМИ. Однако позволить себе такой аппарат может не каждый, вот и идут люди на рынки и в подозрительные магазинчики.
Чем это чревато? Кроме того, что телефон может иметь какие-либо недостатки, как любая вещь, бывшая в употреблении, существует значительная доля вероятности, что однажды к вам в дом придут сотрудники уголовного розыска и заберут модный мобильник, чтобы вернуть его законному владельцу. При этом никаких материальных компенсаций вы, естественно, не получите. И единственным способом обезопасить себя от подобной «потери» является приобретение телефона в специализированных магазинах, а если и «с рук», то только при наличии необходимой документации.
Также на «круглом столе» обсуждался вопрос возврата похищенного телефона. Собравшиеся решили совместно выработать своеобразную памятку необходимых действий, обязательных для исполнения после обнаружения пропажи. А пока предложили воспользоваться краткой информацией.
Первое, что требуется выполнить в случае хищения вашего телефона - связаться с вашим оператором с просьбой заблокировать sim-карту. Это необходимо для того, чтобы злоумышленник не смог воспользоваться вашими средствами. Во-вторых, надо сразу же обратиться в ближайшее отделение милиции, здесь нет ограничений: по месту жительства или же месту, где предположительно пропал ваш аппарат сотовой связи. В милиции необходимо написать заявление о пропаже и потребовать «корешок», который будет неоспоримым свидетельством вашего обращения в правоохранительные органы. Дальше к поиску подключатся милиционеры и сотовые операторы. Если за это время EMEI-код вашей трубы злоумышленники не успели перепрошить, то в скором времени аппарат к вам вернется.
Еще участники дискуссии решили внести в данную памятку самые распространенные способы телефонного мошенничества в сфере сотовой связи. Как пояснил представитель ОАО «Вымпелком», чаще всего мошенники используют такой способ обмана доверчивого абонента, когда ему сообщают о какой-либо рекламной акции, проводимой совместно с оператором. В этом случае обычно человеку говорят о том, что ему полагается дорогостоящий приз, для получения которого необходимо заплатить НДС. На данную удочку попадаются только те люди, которых не смущает довольно странное обстоятельство - НДС требуют оплатить не через банк и даже не в налоговой, а при помощи карт экспресс-оплаты, коды которых позволяют злоумышленникам впоследствии обналичить полученные средства, разорвав договор с сотовым оператором.
По данным ОАО «Вымпелком», только за четвертый квартал прошлого года на Юге России зафиксировано более трех тысяч фактов мошенничества. И если одни пострадавшие отделывались небольшими суммами в 100 - 500 утраченных рублей, то некоторым повезло меньше, их потери составляли тысячи рублей.
P.S. О всех рекламных акциях операторы сотовой связи оповещают своих абонентов через средства массовой информации или посредством рассылки SMSок. Кстати, во время дискуссии операторам было предложено SMSками информировать своих клиентов о новых видах мошенничества, на что представители «Билайна» пообещали в ближайшее время рассмотреть данное предложение.

 

"Ставропольские губернские ведомости"  

© 2002-2013 Нефтекумск.Ру